Мясо птицы лидирует по поставкам халяльной продукции из России
Экспорт халяльного мяса — стратегическое направление, и он развивается быстрее, чем отгрузки в среднем по мясной группе, рассказал «Агроинвестору» президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев.
Более того, категория является драйвером роста как при открытии новых стран, так и при расширении присутствия на уже традиционных для России рынках, за исключением Вьетнама (основной ввозимый вид мяса для этой страны — свинина), а также Китая (для него халяльная продукция не так актуальна). «Если посмотреть на динамику последних трех-пяти лет, то мы понимаем, что у нас расширяется присутствие на рынках стран Ближнего Востока, Африки, Центральной Азии», — добавляет эксперт.
Россия давно развивает экспорт халяльного мяса, и именно эта продукция первой была отгружена на внешние рынки после выставки Gulfood-2015 — тогда для российских производителей был открыт рынок ОАЭ. Сейчас же наша страна занимает 10% рынка мяса птицы Саудовской Аравии, причем в королевство поставляется продукция с высокой добавленной стоимостью. На этом рынке российская птица успешно конкурирует не только с европейской, американской, но и бразильской продукцией, обращает внимание Давлеев.
Отечественных производителей интересует и освоение новых рынков, поскольку практически все страны Ближнего Востока уже открыты. Среди перспективных направлений для халяльного мяса президент Agrifood Strategies называет страны Юго-Восточной Азии, в частности — Сингапур, Индонезию, Малайзию.
«Кстати, делегация из последней страны только что провела аудит двух птицеводческих предприятий в Пензенской области. Мы очень надеемся, что до конца года эти предприятия смогут получить разрешение на экспорт в Малайзию. Этот рынок не столь важен по объемам, сколько по стандартам: их требования по сертификации „Халяль“ являются самым жесткими в мире. Именно поэтому малайзийская аккредитация принимается практически во всех странах Юго-Восточной Азии, и через Малайзию проходит много реэкспорта в Японию, Индонезию, Сингапур, на Филиппины и Бруней, где тоже очень жесткие требования», — сказал Давлеев. При этом страны Юго-Восточной Азии перспективны не только для птицы, но и для говядины, баранины.
Также рынки с потенциально высоким объемом импорта — Индия, Пакистан. Однако эти направления можно считать недостаточно материально обеспеченными. «В Индии нет высоких требований к сертификации „Халяль“, но в этой стране довольно высокая степень протекционизма к мясу бройлера. Поэтому есть неплохие перспективы для экспорта тех видов продукции, которые не конкурируют с местными производителями — мясо утки или индейки, которые не вызывают такой „аллергии“ со стороны потенциальных экспортных рынков», — говорит Давлеев.
Также, продолжает он, Россия заинтересована в отгрузках говядины — они ведутся, в том числе речь идет и о премиальных отрубах.
«Хотя мы не крупнейшие производители и экспортеры мяса, но системы производства и сертификации продукции „Халяль“ в России однозначно превосходит системы Европы и США, поскольку ни один орган сертификации этих регионов не имеет столько аккредитаций, сколько российские», — резюмирует Давлеев. По его словам, количество российских органов сертификации, обслуживающих экспортные поставки халяльной продукции постепенно растет, сейчас их пять.
Согласно данным федерального центра «Агроэкспорт», мясо птицы является лидером по экспорту халяльной продукции из России: в 2024-2025 годах его продажи превысили 193 млн долл. Следом идет говядина — 50 млн долл., баранина — 16 млн долл., мясные консервы и полуфабрикаты — 16 млн долл.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам agroinvestor.ru