Люди все еще едят мартовские запасы, считают в Минпромторге
Несмотря на новые ограничения из-за COVID-19, в октябре россияне стали покупать меньше продуктов «карантинного набора». Оператор фискальных данных «Такском», у которого есть доступ к онлайн-кассам магазинов по всей стране, проанализировал покупки базовых продуктов питания с 1 по 28 октября в сравнении с аналогичным периодом в сентябре. Так, продажи манки, геркулеса и гречки просели на 28–30%. Рис, макароны и соль россияне тоже покупали реже, но только на 3–5%. Продажи консервов уменьшились на 6%, а тушенки — на 2%. Незначительно выросли покупки сахара — на 1%.
По сравнению с октябрем прошлого года продажи базовых продуктов питания тоже упали. Покупать макароны также стали реже на 15%, гречку и рис — на 10%. Реализация сахара сократилась на 23%. Продажи соли уменьшились на 19%. Реализация геркулеса снизилась 18%, манной крупы — на 11%. Сбыт консервов упал на 14%, а тушенки — на 25%.
Покупательский спрос снизился по отношению к докризисному уровню, подтвердил замглавы Минпромторга Виктор Евтухов.
«Это связано с тем, что у людей еще остались большие запасы продовольствия с тех пор, как они закупили его в первую волну пандемии, — отметил Виктор Евтухов. — На объемы продаж также повлияло падение трафика в торговых центрах: в столице в конце сентября оно составило до 20% по отношению к показателям прошлого года».
Оснований для новых волн ажиотажного спроса, как весной, нет, считают в Минпромторге.
Падение продаж основных товаров можно связать с несколькими причинами, сказал президент Ассоциации экспертов рынка ретейла Андрей Карпов. Прежде всего, еще не у всех граждан кончились весенние запасы продуктов. В первую волну коронавируса люди приобретали именно те товары, которые сейчас «просели». А те, кто уже доел купленное впрок, пока не готовы снова покупать эти же продукты и перешли на другие, считает он.
Поток покупателей в магазинах уже в августе и сентябре снизился по сравнению с аналогичными периодами прошлого года, подтвердили в пресс-службе «Ленты». По мнению представителя компании, это произошло из-за того, что после снятия ограничений у потребителей шире выбор торговых точек. Плюс сказалось то, что жители больших городов переехали на дачи, где магазинов сети в целом меньше.
Пандемия уже не так значительно влияет на спрос, полагают в пресс-службе «Магнита». Потребители стали рациональнее подходить к закупкам впрок продуктов длительного хранения, сказали там. У некоторых граждан могли сохраниться весенние запасы, например гречневой крупы. В конце сентября в магазинах сети было небольшое оживление продаж таких товаров, как крупы, консервы, признали в компании, но рост был в десятки раз ниже мартовского.
В «Ашане» и «Утконос онлайн» не фиксируют резкого роста спроса на продовольственные товары, как весной этого года. Покупки носят плановый характер, а не импульсивный, добавили в «Утконос онлайн». Опыт первой волны показал: покупать впрок бессмысленно, ведь продуктов в магазинах достаточно, сказали в «Ашане».
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам iz.ru