Ключевой тренд сегодня — поставки за рубеж не только продукции, но и технологий

Компетенции могут стать новым направлением экспорта, особенно в животноводстве, рассказал на конференции «Агроинвестор: PRO животноводство и комбикорма» исполнительный директор «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев. Он отметил, что отечественные компании, во-первых, научились хорошо производить продукцию, прежде всего мясную, во-вторых, замечательно ее экспортировать. «То есть у нас наработаны высокие компетенции в плане того и как произвести, и как продать», — подчеркнул эксперт.
По его словам, мировой рынок мяса продолжает расти, и Россия уже занимает на нем значительную долю, но можно двигаться дальше. По наблюдениям Корнеева, ключевой тренд сегодня — экспорт не только непосредственно продукции, но и технологий. Для России такой подход может открыть новые возможности. Отечественные многопрофильные холдинги обладают целым набором компетенций: от кормопроизводства до логистики и ветеринарии. Эти технологии можно предлагать на внешних рынках, особенно в дружественных странах Юго-Восточной и Центральной Азии, где растет спрос на продовольствие, считает эксперт.
Россия обладает значительными ресурсами, также у нас низкий уровень влияния ESG-повестки. Все это позволяет наращивать производство продукции и совершенствовать компетенции. И сотрудничество РФ с государствами с растущим спросом на продукцию и запросом на технологии — хорошее решение. Таким потенциальным партнером, например, может стать Узбекистан, где, по информации «Ринкон Менеджмент», население ежегодно увеличивается на миллион человек.
Кроме того, уже сегодня российские компании могут выходить на международные рынки не только с мясом, но и с комбикормами, органическими удобрениями, кормами для домашних животных. При этом, подчеркивает Корнеев, продажа кормов всегда связана с технологиями содержания: покупатели ожидают комплексных решений, учитывающих ветеринарные нормы страны и условия производства конкретного предприятия.
По данным «Ринкон Менеджмент», все более значительную долю на предприятиях мясной отрасли по всему миру занимает китайское оборудование. «И как раз актуальна интеграция наших производителей в технологии, которые предлагают азиатские компании», — считает Корнеев.
По данным «Ринкон Менеджмент», дружественные страны-конкуренты существенно уступают нашим крупным предприятиям по технологиям. Если Россия получает с 1 кв. м птичника 320-340 кг мяса в год, то Казахстан — 300-310 кг, Вьетнам — 210-230 кг, Индонезия — 280-310 кг, Узбекистан — 240-280 кг. Показатели по производству мяса на одну свиноматку в год у России еще более высокие, чем у других стран — 4,1-4,2 т против 3,2-3,5 т во Вьетнаме и 1,7-2,2 т в Казахстане.
«Более того, мы сейчас ведем проекты по Казахстану, Узбекистану. И могу сказать, что отношение к нашим специалистам весьма положительное. Это тоже потенциал для перехода от сырьевого сотрудничества к мультиформатному», — заключил Корнеев.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам agroinvestor.ru