В то же время производство шоколадной продукции на экспорт продолжит увеличиваться, и эта подотрасль может стать примером для других секторов сельского хозяйства
Смещение спроса в сторону недорогих кондитерских изделий, в первую очередь мучных и сахаристых сладостей, привело к сокращению потребления шоколада в России более чем на 10% в 2020 году — с 7 до 6 кг на душу населения в год. В ответ на рост издержек, связанных с колебаниями валютных курсов, производители шоколада сократили импорт основного ингредиента — какао-масла — и начали переходить на более дешевые ингредиенты. Такой подход помогает сохранить маржинальность в краткосрочной перспективе, считают аналитики Центра отраслевой экспертизы «Россельхозбанка».
«Снижение потребления шоколада в 2020 году объясняется как частичным переключением спроса на более дешевые шоколадсодержащие сладости, так и на другие, более питательные продуктовые категории с содержанием муки и сахара», — отметил руководитель центра Андрей Дальнов.
Такие ингредиенты, как какао-масло или какао-бобы, не производятся в России, и их сложно заменить в традиционной рецептуре шоколада. «Изменение валютных курсов и, как следствие, рост себестоимости шоколадной продукции вынуждают производителей сокращать производство дорогих видов натурального шоколада в пользу более доступных видов изделий с меньшим содержанием шоколада или заменой какао-масла альтернативными видами», — пояснил Андрей Дальнов.
В зависимости от вида кондитерского изделия доля продуктов переработки какао-бобов в сырьевой себестоимости может достигать 80%. Их замена более дешевыми ингредиентами, например фруктовыми или ореховыми наполнителями, может помочь поддержать рентабельность. Но в долгосрочной перспективе спрос на такие изделия может оказаться нестабильным из-за изменения привычного для потребителя вкуса.
В целом, по мнению экспертов центра, российский рынок шоколада и шоколадных изделий в настоящее время насыщен и не наблюдается оснований для значительного роста в будущем.
«В среднем в ближайшие годы потребление шоколада в России будет находиться в диапазоне 6-7 кг в год на душу населения. Перспективной может стать продуктовая ниша с высоким процентным содержанием какао — более 70%. Спрос на подобную продукцию может вырасти за счет набирающего обороты тренда на здоровый образ жизни», — подытожил Андрей Дальнов.
В то же время производство шоколадной продукции на экспорт продолжит увеличиваться. По данным ФТС, поставки шоколадных изделий на зарубежные рынки по итогам 2020 года увеличились на 8%, до 300 тыс. т. Основными покупателями российской продукции стали Китай и страны СНГ, такие как Казахстан и Белоруссия.
«Производство шоколада — одна из немногих подотраслей АПК, где Россия производит и экспортирует брендированный продукт с добавленной стоимостью из зарубежных ингредиентов, что может стать примером для других секторов сельского хозяйства», — добавил Андрей Дальнов.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам rshb.ru