По словам экспертов, «в Китае одна провинция может потреблять столько, сколько вся Сибирь и Дальний Восток вместе взятые»
Китайские потребители заинтересовались винами Кубани и Крыма — ведущих винодельческих регионов России, сейчас несколько крупных российских виноделен поставляют свою продукцию в эту страну. Но чтобы российские виноделы могли усилить свои позиции на китайском рынке, нужно добиться снижения пошлин, которые КНР установила на ввоз вин, уверены опрошенные ТАСС представители отрасли.
В понедельник на встрече с представителями общественности по вопросам развития сельского хозяйства и сельских территорий в РФ президент России Владимир Путин обещал обсудить вопрос снижения пошлин на российские вина при экспорте в Китай.
Вопрос о пошлинах на встрече с главой государства поднял генеральный директор винодельческого предприятия «Фанагория» (Краснодарский край) Петр Романишин. Он отметил, что совокупные платежи при ввозе российского вина в Китай составляют около 50% от таможенной стоимости. Вместе с тем ряд стран, например Австралия, Молдавия или Чили, поставляют свою продукцию на льготных условиях.
«Китай для нашей компании является основным экспортным рынком, доля поставляемой продукции составляет практически 70% от общего объема экспорта. Именно поэтому генеральный директор нашей компании и обратился с инициативой к федеральным властям. Ввозная пошлина на импорт кубанского вина в Китай составляет порядка 50%. Ее уменьшение, естественно, сделает наши вина более конкурентоспособными на китайском рынке, повлияет на снижение розничных цен», — пояснил замглавы «Фанагории» по внешнеэкономической деятельности Михаил Лелюк.
По словам вице-губернатора Кубани Андрея Коробки, который курирует аграрный блок, сейчас Китай — «один из самых перспективных рынков» для продвижения винодельческой продукции региона. Расширение географии экспортных поставок и создание более благоприятных условий для российских производителей — одно из направлений реализации регионального проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса Краснодарского края».
Председатель ассоциации «Кубаньвиноградалко» Наталья Чибинева отметила, что «снижение пошлин, естественно, способствовало бы завоеванию китайского рынка». «Уже многие кубанские компании туда экспортируют, но, для того чтобы расширять свое присутствие, нужно, чтобы наши вина в ценовой категории были более конкурентоспособны, нужно сделать так, чтобы розничные цены были даже где-то ниже, чем у других производителей», — добавила собеседница агентства.
Президент и председатель совета директоров ПАО «Абрау-Дюрсо» (один из крупнейших в России производителей игристых вин) Павел Титов отметил, что пока российские вина стоят в Китае дороже, чем импортируемые из стран, которым предоставлены льготные условия. «Если такой прецедент уже есть [договоренности об отсутствии импортной пошлины], почему бы России не рассчитывать на это же», — добавил он.
Свои преимущества в экспорте вин именно в Китай видят и крымские предприниматели. Винодел Валерий Захарьин отметил, что партнеры из этой страны готовы работать с компаниями полуострова, несмотря на введенные после воссоединения Крыма с Россией санкции.
Работая с Китаем, российские виноделы договариваются о поставках с конкретными провинциями — это особенность местного рынка. Это сказывается и на организации работы, и на запросах — даже отвечая на вопрос о наиболее популярных в Китае винах, собеседники, знакомые с разными регионами, дают разные ответы: от «сладкое и дешевое» до «красное сухое среднего и высокого ценового сегмента».
Павел Титов рассказал, что спрос на российские игристые пока невысок, потому что в Китае более развит рынок тихих вин. Возможность нарастить поставки в эту страну (а значит, и производство в целом) появится, в том числе если будет решен вопрос со снижением пошлин, за которым последует падение цены.
При этом все опрошенные эксперты отмечают, что Китай — рынок, куда можно экспортировать очень большие объемы продукции. «Наши крупные виноделы готовы работать с Китаем, пару лет назад обсуждались поставки вина одним из предприятий на уровне около 2 млн бутылок за год — и это только в одну провинцию. В Китае одна провинция может потреблять столько, сколько вся Сибирь и Дальний Восток вместе взятые», — сообщил председатель Ассоциации виноградарей и виноделов «Севастополь» Алексей Липко.
Глава «Кубаньвиноградалко» Чибинева добавила, что одно из направлений для работы в Китае — участие в профильных выставках. «Совсем недавно кубанские производители вина были представлены на международной выставке в Шанхае, зарубежные партнеры отметили большой потенциал российских вин», — привела пример она.
Чибинева добавила, что помогает в работе и то, что у Краснодара есть город-побратим в Китае — Харбин. «Так вот там кубанское вино — это уже тренд, это модно. В Китае нашу делегацию пригласили в генконсульство, состоялась дегустация, представители правительства ознакомились с достижениями кубанских виноделов, высказали пожелание, что хотели бы, чтобы кубанские вина присутствовали на различного рода приемах», — сказала собеседница агентства.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам tass.ru