14 марта 2025

Производство рыбных полуфабрикатов в России за семь лет удвоилось

Выпуск этой продукции в 2024 году превысил 0,5 млн т

Фото: ru.123rf.com

Потребители все меньше покупают непотрошеную рыбу в чешуе, отдавая предпочтение разделанной продукции и полуфабрикатам. Производители отвечают на этот запрос: выпуск рыбных продуктов глубокой переработки (филе, фарш и т. п.) в России в прошлом году вырос на 9,4%, а за семь лет удвоился, подсчитали для «РГ» в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ).

Производство основных продуктов глубокой переработки (мороженых рыбных филе и фарша, а также муки) в 2024 году превысило 0,5 млн т, рассказали в АСРФ на основе данных Росстата.

Наибольший прирост наблюдается в выпуске рыбного фарша — за счет сурими (рыбный пастообразный фарш), производство которого начато в стране в 2021 году и активно растет ежегодно. В 2024 году общий выпуск мороженого рыбного фарша составил 103,3 тыс. т (в том числе 70,8 тыс. т сурими), что на 17% превышает показатель предыдущего года и почти в четыре раза — 2020 года (до начала выпуска сурими). Российские производители планируют к 2028 году увеличить выпуск сурими более чем в два раза — до 163 тыс. т.

Производство мороженого рыбного филе составило 232,8 тыс. т в 2024 году с приростом в 5% к уровню 2023-го. Выпуск филе вернулся в фазу роста после снижения в 2023 году. «Рост производства рыбных филе, фарша и муки обеспечивает развитие переработки на новых мощностях — береговых предприятиях и судах-процессорах, которые построены и строятся в рамках инвестиционных квот», — комментируют в АСРФ.

Рост производства продукции глубокой переработки — ответ российских рыбопромышленников на современные тренды потребления и спрос как на внутреннем, так и на внешних рынках, говорит президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев. Потребители хотят меньше времени тратить на готовку еды, что делает востребованными так называемые продукты Ready-to-eat (готовые к употреблению) и Ready-to-cook (подготовленные для приготовления), основой для них является рыбное филе и фарш.

«Отечественные перерабатывающие предприятия отдают предпочтение отечественному сырью, что стимулирует рыбаков увеличивать объемы производства филе и фарша. Яркий пример — сельдь. Сейчас практически весь объем пресервов, соленой сельди и другой продукции из этой рыбы производится из отечественного филе: как только снизился импорт и появился спрос, рыбаки увеличили производство, которое полностью ориентировано на внутренний рынок. То же самое касается филе горбуши: запрос на эту продукцию сначала поступил от федеральной розницы, теперь есть спрос и в переработке», — говорит Зверев.

В результате сегодня на полках представлен широкий ассортимент продукции из недорогой красной рыбы (копченое филе, полуфабрикаты, порционное филе и т. д.). Теперь это товар повседневного спроса. А фарш сурими является основой для одного из самых популярных рыбных продуктов в стране — крабовых палочек. До 2021 года они производились из аквакультурного фарша, завезенного из стран Азии, сегодня свыше 90% производится из российского минтаевоего сурими. Спрос на него высокий и за рубежом. «Это стимулирует рыбаков наращивать производство: за пять лет мы стали одним из крупнейших производителей сурими в мире», — поясняет глава ВАРПЭ.

Еще один продукт глубокой переработки рыбы — рыбная мука — демонстрирует ежегодный стабильный прирост. Ее выпуск в 2024 году составил 193,5 тыс. т, что на 11,2% превысило показатель 2023 года. А за последние семь лет производство практически удвоилось (со 100 тыс. т. в 2017 году).

Большой потенциал бизнес видит как в экспорте, так и внутреннем потреблении рыбной муки, которая служит кормом для аквакультуры. «Уже сейчас мировое производство аквакультурной рыбы превысило дикий вылов, показатель будет только расти, а вместе с ним и спрос на качественные корма», — считает Зверев.

Основной объем производства продукции глубокой переработки в России обеспечивает минтай — самый массовый объект промысла в стране с долей в вылове свыше 40%, отмечает президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак. Сейчас в море эту продукцию выпускают 36 судов, 8 из них построены по программе инвестквот, а на берегу — больше 10 заводов. Свыше 90% производится из свежей рыбы. В прошлом году наши рыбаки произвели 180 тыс. т филе, фарша и сурими из минтая. Это на 4,5% больше, чем годом ранее. Рост обеспечило сурими (70,8 тыс, т, +45%).

В прошлом году наметилась интересная тенденция: если ранее производство филе минтая было ориентировано на экспорт, то сейчас главным направлением стал внутренний рынок. Благодаря усилиям российских рыбаков по продвижению этой продукции, в том числе в рамках программы «Дальневосточный минтай», расширению ассортимента, а также прямым контрактам с сетями спрос в стране вырос. Поставки филе минтая увеличились за прошлый год в 2,6 раза, превысив 46 тыс. т, минтаевого сурими — в 1,9 раза, до 21 тыс. т. По минтаевому фаршу рост относительно 2023 года составил 73%, до 8 тыс. т, приводит данные Буглак.

В этом году, несмотря на некоторое снижение вылова минтая из-за неблагоприятных погодных условий, выпуск продукции глубокой переработки вырос на 7,5%.

«Развитие переработки на заводах европейской части страны (расширение ассортимента полуфабрикатов, порционных блюд) могло бы стать стимулом для дальнейшего наращивания выпуска филе. Пока же мы видим явный потенциал в секторе сурими: спрос на него высокий, и это стимулирует рыбаков ежегодно ставить рекорды производства. Думаю, что по итогам года выпуск будет на уровне 85 тыс. т, в 13 раз больше, чем пять лет назад», — прогнозирует Буглак.

Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам rg.ru

Система комментирования SigComments