Спрос на культивируемые грибы в рознице стабильный
По предварительным данным Рослесинфорга, сбор грибов в РФ в 2024 году вырос в полтора раза относительно уровня прошлого года. Общий объем собранных грибов на землях лесного фонда арендаторами уже превысил 56,8 т, сообщали в ведомстве в конце августа.
В этом году «грибные волны» в разные периоды сезона наблюдаются по всем регионам страны. Интерес к пищевым лесным ресурсам не ослабевает ни со стороны граждан, ни со стороны предпринимателей. Если для собственных нужд люди могут собирать лесные дикоросы бесплатно, то когда речь идет о масштабном сборе юридическими лицами, им необходимо оформить аренду лесного участка.
Гендиректор компании «Агриконсалт» Андрей Голохвастов подтверждает: в этом году действительно много лесных грибов. В то же время потребление культивируемых грибов в целом по году сильно не снижается относительно менее урожайных лет. В федеральных торговых сетях, по его наблюдениям, круглый год представлены шампиньоны различных разновидностей и размеров, почти всегда есть вешенки и иногда — экзотические культивируемые грибы.
«Дело в том, что в России в лесу собирают грибы в основном люди старшего поколения и население в небольших городах и сельской местности. А молодежь, а также многие жители мегаполисов почти не занимаются сбором грибов. И эти люди продолжают покупать культивируемые грибы в торговых сетях», — рассказал эксперт «Агроинвестору». По его наблюдениям, из свежих лесных грибов в сезон в сетевой рознице продаются только лисички.
«Производители грибов традиционно сокращают объемы выращивания летом и в начале осени, понимая, что потребление сократится с учетом сезонных факторов. Кроме того, летом производить те же шампиньоны дороже по ряду причин», — отмечает Голохвастов. В целом, по его наблюдениям, в последние годы компании, которые выращивают грибы, при планировании объемов ориентируются не на сбыт, а на свои производственные возможности.
В целом, как считает Голохвастов, грибоводство в России развивается. «И сбор дикорастущих грибов, с моей точки зрения, влияет на отрасль существенно меньше других факторов», — подчеркивает он.
Производители грибов подтверждают: увеличение сбора лесных грибов существенно не влияет на спрос на их продукцию. «Магнит» — единственный ретейлер в России, имеющий собственные производства продуктов питания. Грибной комплекс компании в Краснодарском крае работает круглый год и выращивает шампиньоны, а также вешенки и опята, рассказали в пресс-службе «Магнита». Ежемесячно предприятие производит около 600 т шампиньонов. В зависимости от сезона за счет работы собственного комплекса в среднем ретейлер закрывает потребность сети в грибах примерно на 40%.
«Спрос на грибы в розничной сети стабильный, при этом традиционно он снижается в летний период, поскольку потребители переключаются на сезонные фрукты, ягоды и свежие овощи. Весной и осенью продажи стабильно растут из года в год. Грибы уже становятся обязательной частью покупательской корзины, это альтернативный белок», — говорит представитель ретейлера.
«Мы не ощущаем значительного изменения спроса на культивируемые грибы в период урожая лесных. При этом в некоторых регионах с высокой культурой потребления лесных грибов спрос на культивируемые грибы ниже. Мы стараемся следовать покупательским предпочтениям, поэтому летом на полках магазинов представлены лисички — самые узнаваемые и одни из самых любимых дикоросов», — рассказывает представитель «Магнита». В целом специалисты ретейлера считают грибную категорию весьма перспективной и фиксируют ежегодный прирост продаж.
IGS Agro, крупнейший производитель шампиньонов в Татарстане, в январе-августе текущего года собрал почти 3,2 тыс. т грибов — на 32% больше, чем за аналогичный период 2023-го, сообщили в компании. С апреля прошлого года ежемесячное производство грибов на предприятии превышало 300 т, в этом году IGS Agro вышел на уровень более 400 т ежемесячно, установив в мае рекорд — 457 т.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам agroinvestor.ru