Правительство рассматривает возможность пролонгации мер господдержки экспортеров
Экспорт превратился в основной драйвер роста для всех основных секторов российского АПК. В ситуации почти полного насыщения внутреннего рынка дальнейшее развитие отрасли все больше зависит от динамики аграрного экспорта, сказал замминистра сельского хозяйства РФ Сергей Левин в ходе конференции «Меры повышения конкурентоспособности российских экспортеров продукции АПК», организованной центром «Агроэкспорт» совместно с Минсельхозом при участии «Российского экспортного центра».
Достигнутые результаты были бы невозможны без мер господдержки, которые сегодня охватывают практически весь цикл — от инвестиций в новое производство до сертификации и вывода продукции на внешние рынки, отметил Левин.
Федеральный проект «Экспорт продукции АПК» реализуется с 2018 года, и 2024-й является завершающим в изначальном плановом цикле реализации всех федеральных проектов, в том числе и этого. По словам замминистра, период реализации проекта пришелся на не самые простые годы — пандемия, санкции, но, несмотря на это аграрный экспорт успешно развивался и двигался вперед. Если сравнивать с 2017 годом, когда проект еще не действовал, то стоимостной объем поставок сельхозсырья и продовольствия на внешние рынки вырос более чем на 92% и по результатам 2022-го достиг 41,6 млрд долл. США. В частности, экспорт зерновых увеличился почти на 80%, масложировой продукции — в три раза, продукции пищевой и перерабатывающей промышленности — более чем наполовину, мясной и молочной продукции — свыше чем в 4,4 и 1,5 раза соответственно.
«Мы и в этом году уверенно сохраняем позитивную динамику экспорта нашей аграрной продукции, увеличиваем объемы поставок продовольствия, причем не только в стоимостном выражении, но и в физическом объеме. Достигнутые результаты наглядно показывают рост эффективности наших аграрных производителей, экспортеров и ту роль, которую сыграли за эти годы меры государственной поддержки», — сказал Левин. По его словам, они раскрыли экспортный потенциал, которым уже обладали предприятия российского АПК.
«Федеральный проект, безусловно, доказал свою эффективность. Сегодня, когда мы приближаемся к завершению планового цикла национальных проектов, правительство рассматривает возможность пролонгации их действия и доработки системы мер государственной поддержки экспорта с учетом того опыта, который мы получили за последние годы», — сообщил Левин, добавив, что при этом на повестке стоит вопрос оптимизации ее инструментов.
Тем не менее резервы для обеспечения необходимой господдержки есть, должны сохраниться самые значимые механизмы для экспортеров: льготное кредитование, меры поддержки транспортировки и логистики. «Безусловно, необходимо сохранить эффективную работу наших основных институтов поддержки аграрного экспорта — „Российского экспортного центра“, „Агроэкспорта“, наших сельхозатташе — представителей министерства за рубежом. Именно они оказывают наибольшее влияние на результаты нашего экспорта, позволяют охватить весь экспортный цикл и облегчают экспортерам конкуренцию на зарубежных рынках», — подчеркнул замминистра.
Также он обратил внимание, что в ситуации санкционного давления, изменения географии и удорожания логистики государство не оставит компании один на один с трудностями. По словам Левина, сейчас перед отраслью стоит задача не только сохранить позитивную динамику производства, но и обеспечить долгосрочное стабильное присутствие на всех ключевых рынках дружественных стран. Поэтому в ходе оптимизации фокус мер государственной поддержки будет сдвигаться именно в сторону долгосрочного присутствия и закрепления на ключевых рынках.
Изначально при разработке стратегии внешнеэкономической деятельности и стратегии экспорта агропродукции ориентация была именно на страны Ближнего Востока, Азии и Африки, благодаря чему в прошлом году не пришлось значительно менять географию поставок. Сейчас доля дружественных стран в поставках составляет 87%. «Наш экспорт в Китай и Турцию вырос в три раза, в Иран — в шесть раз. Мы открыли для себя новые значимые рынки по пшенице: например, Алжир и Саудовскую Аравию. По мясу птицы — Китай и страны Персидского залива, по экспорту свинины — Вьетнам», — рассказал замминистра. Также он отметил, что значительно увеличились поставки масложировой продукции в Индию и Китай, а кондитерская продукция вышла за пределы постсоветского пространства, которое ранее было успешно освоено.
В ходе конференции гендиректор «Союзмолока» Артем Белов заявил, что сейчас молочная отрасль РФ является одним из лидеров по количеству компаний, работающих на экспорт. По его мнению, парадигма развития отрасли претерпевает изменения. Так, за последние десять лет оно шло за счет импортозамещения. В результате ввоз молочных продуктов сократился на 30%, а по итогам 2022 года самообеспеченность составила 86% (без учета Беларуси). Но с закрытием внутренних потребностей экспорт становится безальтернативным.
«Бизнес очень хорошо понимает эту историю, что парадигма меняется, и экспорт из некой красивой картинки, перспективы и вишенки на торте превратился в реальную составляющую стратегии очень большого количества компаний», — отметил Белов. По его словам, сейчас из 600-700 предприятий молочной отрасли 260 экспортируют свою продукцию, больший показатель только у рыбной отрасли.
По итогам первого полугодия 2023 года экспорт молочной продукции соответствует прошлогодним показателям, при этом Белов обратил внимание, что сухое молоко, сыворотка и масло являются критически важными с точки зрения поставок на внешние рынки, так как на эти позиции приходится 80% мировой торговли молочной продукцией. «По сухому обезжиренному молоку за первые полгода объем экспорта из России на 50% выше, чем за весь прошлый год. По сухому цельному молоку — на 12%, по сыворотке — за полгода мы поставили столько же, сколько за весь прошлый год, — привел данные Белов. — Вы можете сказать, что это эффект низкой базы. Да, он тоже сыграл свою роль, но по сухому обезжиренному молоку мы на экспорт поставили за полгода 5% от нашего годового производства». По его словам, если такая тенденция сохранится, то к концу года будет поставлено 10% от объема производства в стране, по сыворотке есть возможность выйти на 20% с текущих 10%.
По словам Белова, в росте экспортных отгрузок важную роль играет господдержка, в том числе недавно одобренное субсидирование 100% затрат на транспортировку молочной продукции. «В 2024 году динамика по экспорту как минимум сохранится, по ключевым позициям — сухое молоко, сыворотка — будут очень хорошие результаты. Я надеюсь, что в ближайшее время вы увидите прорыв, в том числе и в молочной отрасли», — заключил он.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам agroinvestor.ru