Около 80% продаж приходится на розничные сети, остальное — на сегмент HoReCa
Объем российского рынка мяса утка за три года вырос более чем в три раза, подсчитали в аналитической компании BusinesStat. Если в 2020 году в стране было продано 13,7 тыс. т мяса этого вида, то в 2021-м уже 24,5 тыс. т, а в 2022-м — 35,5 тыс. т. В компании объясняют столь заметный рост рынка тем, что сегмент мяса курицы близок к насыщению и потребители все больше интересуются нетрадиционными видами мяса птицы. Кроме того, в 2019 году продажи мяса утки в России просели, составив 11,5 тыс. т, поэтому текущий рост частично носит восстановительный характер.
За рассматриваемый период (2020–2022 годы) в России началось производство мяса утки на птицефабриках «Улыбино» (Новосибирская область) и «Центральная» (Владимирская область), отмечают в BusinesStat. Также «Новые утиные фермы» (ГК «Дамате») запустила производство на базе компании «Донстар» — в прошлом крупнейшего производителя мяса утки в стране.
«По итогам 2022 года » Дамате" увеличила производство мяса утки на 65%, до 17,9 тыс. т в убойном весе, или 24,5 тыс. т — в живом. Положительная динамика обусловлена планомерной реализацией птицеводческого проекта компании в Ростовской области. В планах компании на текущий год — продолжить реализацию проекта в регионе и обеспечить стабильную работу предприятия«, — прокомментировала «Агроинвестору» заместитель гендиректора по маркетингу и продажам «Дамате» Дарья Лащенко.
Объясняя резкое — почти в два раза — увеличение объема рынка мяса утки в 2021 году президент Agrifood Strategies Альберт Давлеев обращает внимание на то, что физическое наличие утки на полках магазинов сделало эту продукцию более традиционной, а не сезонной. «Из Советского союза мы унаследовали привычку приготовления утки к праздничным событиям. Но наличие охлажденного мяса как в тушке, так и в разделке, прежде всего ножки (окорочка) и филе грудки, позволило сделать продажи утки круглогодичными», — рассказал эксперт. По его данным, около 80% продаж утки в России приходится на розничные сети, остальное — на сегмент HoReCa. «Наличие дистрибуции через федеральные сети позволило доставить утку в более отдаленные регионы от центров производства. Как правило, продукция такого рода реализуется на наиболее рентабельных рынках — в Москве и Санкт-Петербурге, только затем продажи проникают в города-миллионники и другие крупные агломерации», — отметил Давлеев.
«Основным драйвером развития продаж утки на сегодняшний момент является канал HoReCa. Однако и сетевой ретейл увеличивает объемы продаж утки, поскольку потребители уже узнали этот продукт и относительно чаще стали его покупать для домашнего приготовления», — считает исполнительный директор компании «Ринкон Менеджмент» Константин Корнеев.
Рост потребительского спроса на утку в рознице и HoReCa — долгосрочная тенденция, он будет опережать средние темпы роста мясного рынка, уверен Давлеев. Эксперт не исключает, что в перспективе ближайших трех-пяти лет объем потребления мяса утки в России может достичь 60 тыс. т. «У утки был очень большой исторический провал, который сейчас начинает наверстываться по сравнению с другими видами мяса. Поэтому с точки зрения производства перспективы этого сегмента очень неплохие. У нас сейчас немного секторов, у которых такой рост», — отмечает глава Agrifood Strategies. Экспортный потенциал мяса утки он оценивает в 10-20 тыс. т, если «удастся решить вопросы по доступу на рынки других стран».
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам agroinvestor.ru