Объем выпуска «органики» для внутреннего рынка к 2030 году должен вырасти до 114,5 млрд руб.
Правительство утвердило стратегию развития органического производства в России до 2030 года, направленную на обеспечение развития внутреннего рынка органической сельхозпродукции, увеличения ее экспорта и внедрения новых агротехнологий. «Это важный документ, который формирует условия для увеличения в разы выпуска экологически чистого продовольствия и сельхозсырья», — сообщил глава кабмина Михаил Мишустин на совещании со своими заместителями.
Органическая сельхозпродукция — одно из перспективных направлений развития отечественного сельского хозяйства. При ее производстве не используются минеральные удобрения и химические вещества. Вместо них в ход идут биопрепараты, органические удобрения, сидераты (зеленые удобрения) и микробиологические удобрения. Такой подход позволяет существенно снизить негативное воздействие на окружающую среду, предотвратить химическое загрязнение рек, озер и подземных вод, а также деградацию почв.
В России на сегодня органическое продовольствие и сельскохозяйственное сырье выпускают в 47 регионах. Это крупа, мука, детское питание, консервы, соки, мясо, молоко, орехи, ягоды, продукты переработки овощей и фруктов, корма, а также ряд других товаров. Их производство последовательно растет в среднем на 8–10% ежегодно. Но пока доля органической продукции отечественного агробизнеса на внутреннем рынке составляет менее половины от общего объема.
При этом спрос на такую продукцию есть и в России, и за рубежом, отметил Мишустин: «потребители всё чаще стараются выбирать здоровое питание для себя и для своих близких». Предприниматели активнее используют передовые технологии в АПК, снижается нагрузка на окружающую среду, появляется дополнительный стимул развития удаленных сельских территорий, где проще выращивать органическую продукцию, в том числе без минеральных удобрений и средств защиты растений, подчеркнул глава правительства. «В ряде российских субъектов уже оказывают дополнительные меры поддержки таким аграриям, в том числе в Воронежской, Белгородской, Томской областях, субсидируя сертификацию, лизинг агротехники, аренду помещений и ряд иных направлений», — рассказал премьер.
Стратегией определены пять целевых показателей отраслевого развития. Первый касается объема производства конечной органической продукции для внутреннего рынка: к 2030 году он должен вырасти до 114,5 млрд руб. против 9,1 млрд руб. в 2021-м. Второй показатель — динамика развития производства: если в 2021 году оно выросло на 13,3% по сравнению с уровнем 2020 года, то к 2030 году ежегодный прирост должен составить уже 20,7%. Третий показатель связан с объемом потребления «органики»: по сравнению с показателем 2021 года в 2030 году он должен вырасти более чем в шесть раз — до 149,8 млрд руб.
Развитию внутреннего потребления должно способствовать сбалансированное ценообразование. Так, если разница в ценах на традиционные и органические продукты останется в пределах 15–30%, целевой сегмент потребителей органической продукции значительно расширится за счет массового покупателя, который будет готов переплачивать определенные суммы за более качественное продовольствие.
Четвертый показатель отражает динамику экспорта органического продовольствия: в 2030 году он должен составить 27,8 млрд руб., тогда как в 2021-м был на уровне 3,7 млрд руб. Приоритетным рынком для российской «органики» в стратегии обозначен Китай, который в последние годы стал крупнейшим в мире импортером продовольствия. Российские производители готовы поставлять на китайский рынок кукурузу, соевые бобы, кедровые орехи. Также большим экспортным потенциалом обладают ячмень, замороженные ягоды, мед. Помимо Китая, российские органические продукты должны найти свою нишу на рынках государств Персидского залива, Юго-Восточной Азии и стран ближнего зарубежья.
Пятый показатель — площадь земель, на которых применяется технология органического земледелия: в 2030 году она должна составлять более 4,2 млн га, притом что в 2021 году такие посевы занимали всего 656 тыс. га. Вовлечение в сельхозоборот новых земель, которые могли бы использоваться для выращивания экологически чистых культур, стратегия определяет как еще одно приоритетное направление развития отрасли.
Как отметил Михаил Мишустин, чтобы увеличить объемы производства «органики», предстоит решить целый комплекс задач, в том числе обеспечить взаимное признание органических сертификатов с другими странами, включая азиатские и ближневосточные (это позволит расширить доступ на внешние рынки и наладить сбыт), предоставить бизнесу широкую линейку кредитных предложений и уделить внимание подготовке большего числа специалистов, знакомых со спецификой работы в этой сфере. «Принятые меры позволят существенно улучшить качество продуктов для наших граждан, будут способствовать развитию регионов и созданию рабочих мест на селе», — подчеркнул глава кабмина.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам government.ru