07 сентября 2022

За пять лет поставки российской продукции АПК в Азию выросли на 55%

В прошлом году РФ стала нетто-экспортером продовольствия

КОЛЛАЖ: «ЦЕНТР АГРОАНАЛИТИКИ»

Российские производители продукции АПК за пять лет нарастили поставки в Азию на 55%, в Африку — на 24%. Об этом в ходе Восточного экономического форума (ВЭФ) сообщил заместитель министра сельского хозяйства РФ Сергей Левин. По его словам, это позволило существенно увеличить объемы российского экспорта продукции АПК. В том числе благодаря этому Россия стала мировым лидером по поставкам пшеницы и замороженной рыбы и заняла второе место по экспорту подсолнечного масла.

Левин рассказал, что экспорт российских зерновых культур в страны Азии и Африки с 2013 года вырос в 2,3 раза, зернобобовых — более чем в три раза, подсолнечного масла — вдвое. «Самый большой сюрприз преподнесла мясная отрасль. Всю жизнь Россия ассоциировалась с импортером мяса, еще пять лет назад мы не продавали и 80 тыс. т. Теперь экспорт мяса показал взрывной рост. Только за 2021 год мы смогли продать более 500 тыс. т мяса ряду ключевых рынков, например, во Вьетнам», — отметил Левин. По его словам, на рынке свинины в этой стране Россия в прошлом году заняла доминирующее положение и продолжает развивать и расширять экспорт.

В результате роста вывоза наша страна начала занимать значимые места в важных мировых секторах АПК, продолжил замминистра. В прошлом году Россия стала нетто-экспортером продовольствия, как и по итогам 2020-го.

По данным Минсельхоза на конец августа, экспорт продукции АПК из России вырос на 15% по сравнению с уровнем аналогичного периода прошлого года. Это произошло в результате грамотно спланированных действий, подчеркнул Левин. Тем не менее замминистра признал, что отечественному агропрому еще есть над чем работать. «Нам нужно перестраивать логистику и финансовые взаимоотношения и транзакции. Мы начинаем активно развивать торговлю в национальных валютах. Также надо более активно работать с нашими нынешними партнерами, в частности, с Восточной и Юго-Восточной Азией», — перечислил он.

Гендиректор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артем Белов в кулуарах ВЭФ сказал, что Россия, имея для этого все возможности, получила хороший шанс заметно увеличить поставки в Китай своей молочной продукции, пишет РИА «Новости». Глава союза считает, что отечественные производители могут быть конкурентоспособны на этом рынке относительно тех стран, которые сейчас уже поставляют продукцию в КНР.

«Дополнительным позитивным фактором будет то, что основные игроки на этом рынке — страны, которые, скорее всего, в ближайшие годы будут сокращать или, как минимум, не будут расти в объемах производства, соответственно, не будут расти с точки зрения своих возможностей экспорта», — рассуждает Белов.

Он подчеркнул, что Китай за последние годы стал крупнейшим мировым рынком с точки зрения импорта, закупая на внешних рынках каждый четвертый литр молочной продукции при темпе роста потребления порядка 6-7% в год, что означает «очень неплохой потенциал» для поставок и российской продукции. Россия, по его мнению, может поставлять в КНР практически любую молочную продукцию: от традиционных молока и йогуртов до биржевых товаров — сухого молока и сыворотки.

По данным федерального центра «Агроэкспорт», вывоз продукции АПК из России в 2021 году составил 37,1 млрд долл. США против 30,5 млрд долл. США в 2020-м. В конце июля глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев оценивал, что в этом году экспорт может составить до 40 млрд долл. США.

Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам agroinvestor.ru

Система комментирования SigComments