В 2022 году российские аграрии засеяли этой культурой 2,2 млн га
Минсельхоз оценивает возможности для производства рапса в России как хорошие. Об этом во время Всероссийского дня поля сообщил директор департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Минсельхоза Роман Некрасов.
«Десять лет назад валовый сбор рапса не превышал 0,5 млн т. А пять лет назад урожай в 1,2 млн т рапса считался рекордным. В прошлом году мы вплотную подошли к рубежу 3 млн т (2,8 млн т) по валовому сбору, и такой рост говорит об очень хорошей маржинальности и об очень хороших рыночных перспективах», — сказал он.
По его словам, первое место по производству рапса занимает Красноярский край, где урожай в размере 338 тыс. т достигается только благодаря яровым культурам. На втором месте находится Брянская область, где, напротив, 97% урожая составляют озимые культуры, сказал Некрасов. По его словам, всего в этом году российские аграрии засеяли 2,2 млн га под рапс, из которых 500 тыс. га будет отдано под озимый рапс, остальное — под яровой.
«Географическое положение страны очень способствует тому, чтобы рапс включался в севооборот во всех природно-климатических зонах. Рапc как альтернатива сои аналогичен по маржинальности и доходности для сельхозтоваропроизводителей. Поэтому 2,2 млн посевной — это очень скромный результат», — считает Некрасов. Он добавил, что рапс хорошо растет на нечерноземных почвах, где расположены основные площади, которые не полностью используются в сельхозпроизводстве.
Таким образом, по его словам, на неиспользуемых площадях можно выращивать рапс и, выполняя госпрограмму по вводу земель в оборот, расширять посевные на этих территориях. Некрасов считает, что выращивание рапса также может дать дополнительный толчок для отрасли животноводства на территориях его выращивания, потому что потребителями этой культуры являются перерабатывающие и животноводческие комплексы.
«Чтобы этот потенциал и перспективы были реализованы, надо учитывать внешние ограничения, которые накладываются на отрасль. Первое — дефицит отечественной селекции, из-за которого часть семян ввозится из-за рубежа», — сказал Некрасов. Вторым риском, по его словам, является специфическая сельхозтехника, которая производится в Белоруссии, но не производится в России, третьим — средства защиты растений. «Самое главное — не пустить ситуацию на самотек, и если эти риски просчитывать и ими управлять, тогда производство рапса в нашей стране будет эффективным, маржинальным и динамично развивающимся», — заключил Некрасов.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам tass.ru