Развитие винодельческой отрасли стимулирует также спрос на местные фермерские продукты, отмечают эксперты
Новый туристический сезон обещает быть насыщенным и разнообразным. И речь идет не только об отмене ряда ограничительных мер, связанных с пандемией. Министерство сельского хозяйства РФ разработало ведомственный проект «Развитие сельского туризма в Российской Федерации», на реализацию которого предполагается выделить 2,2 млрд руб., а прогнозируемое число его участников к 2025 году должно составить 3,5 тыс. предпринимателей. В рамках проекта особое внимание планируется уделить развитию винного туризма, который сможет стать хорошим инструментом развития сельских территорий. А у туристов появятся новые интересные маршруты для путешествий.
На сегодняшний день энотуризм, или винный туризм, занимает скромное место в отечественной туриндустрии, однако обладает большим потенциалом развития. По оценке Центра отраслевой экспертизы «Россельхозбанка», развитие винного туризма в Крыму и Краснодарском крае может увеличить оборот отечественной туриндустрии на 3,4 млрд руб. в год. На сегодня в Крыму и Краснодарском крае насчитывается 50 винодельческих хозяйств, экскурсии проводят 19. Средний доход одной винодельни только от экскурсионных программ с июня по октябрь в среднем составляет 13,5 млн руб. И это далеко не предел, считают эксперты.
«По оценке организаторов экскурсий и туристических компаний, в 2020 году дегустационные залы винодельческих предприятий в винно-гастрономической части туризма в Крыму приняли около 500 тыс. человек», — сообщил министр курортов и туризма Республики Крым Вадим Волченко, выступая на конференции ТПП РФ, посвященной развитию винного туризма в России.
Спрос на гастрономические туры в России растет ежегодно в среднем на 17%. Одна из причин — всесезонность. Не нужно ждать лета, для того чтобы отправиться на виноградники. Весна, осень или даже зима не помешают посетить старинные погреба, продегустировать различные сорта вин или насладиться местной кухней в ресторане с видом на виноградники.
Винный туризм, по сути, является золотой серединой между «ленивым» пляжным отдыхом и утомительной классической экскурсионной программой. Ведь он включает сразу две составляющие: познавательную и релаксационную. Глубина последней зависит, разумеется, от объема и крепости предмета дегустации.
Эксперты отмечают, что наши соотечественники все чаще проявляют интерес к культуре пития, хотят больше узнавать о том, как делают вино, хотят начать разбираться в сортах винограда, освоить дегустацию и сочетания вин с разными закусками.
Вопреки расхожему мнению о том, что винный туризм — это прерогатива исключительно европейских стран, чьи винные дома имеют мировую известность, как показывает практика, отечественные винодельческие хозяйства могут составить им достойную конкуренцию. Большинство винодельческих хозяйств располагаются вдоль черноморского побережья. И даже если просто отметить их на карте, то получится готовый турпродукт — винный маршрут. И такие примеры уже есть. В частности, проект «Винные дороги Крыма» и «Золотое кольцо Боспорского царства».
Кроме того, в Краснодарском крае и в Крыму ежегодно проводятся различные фестивали. Один из популярных — WineFest. В 2020 году он собрал 12,5 тыс. посетителей. Но и сами винодельческие хозяйства устраивают собственные праздники. Например, в конце лета, когда поспевает виноград, туристов приглашают на праздник сбора винограда, на котором можно потоптать виноград в бочке. А октябрь — традиционно «месяц молодого вина», где туристам предложат продегустировать вина нового урожая.
Конечно, основными центрами притяжения для туристов являются крупные винодельни, такие как «Мысхако» или «Абрау-Дюрсо». Например, «Абрау-Дюрсо» сейчас — это уже не просто винодельческое хозяйство, а целый туристический кластер федерального масштаба.
«Сегодня мы предлагаем самые разнообразные форматы отдыха: гастрономический, пляжный, активно-спортивный, экотуризм, — рассказывает гендиректор Центра туризма „Абрау-Дюрсо“ Денис Заболотний. — Культурно-развлекательная программа составляется так, чтобы в течение всего года заинтересовать самые разные целевые группы: молодежь, влюбленные пары, семьи с детьми, туристов пожилого возраста. Помимо экскурсий по заводу „Абрау-Дюрсо“, на территории курорта возможно посещение галереи современного искусства „Галерея света Абрау“, гастрономической школы, йога-студии, парусного клуба Abrau Sailing, черноморского пляжа Abrau Beach, ресторанов авторской локальной кухни, уникального Champagne SPA, а также прохождение пеших маршрутов, проложенных через уникальные природные и исторические объекты».
К летнему сезону 2021 года, по оценкам экспертов, инфраструктура объектов винного туризма существенно увеличится благодаря вхождению новых игроков и развитию экскурсионного потенциала внутри тех винодельческих хозяйств, которые еще не освоили эту сферу деятельности.
«Развитие винодельческой отрасли стимулирует также спрос на местные фермерские продукты, — считает руководитель экспертной группы „Винного гида России“ „Роскачества“ Артур Саркисян. — Ресторан и отель при винодельне — это перспективный бизнес. Гости с удовольствием не только попробуют вина, но и пообедают, а в идеале — останутся переночевать перед обратной дорогой. Так устроен винный бизнес во всем мире. В России же это направление только начинает развиваться».
Источник: rg.ru