Наибольшим потенциалом в этом сегменте обладают производства, где высока доля небольших фермерских хозяйств
По прогнозу Центра отраслевой экспертизы «Россельхозбанка», в ближайшие годы российский рынок органической продукции будет расти со средним темпом 10–12%. «Между долей „органики“ на рынке продовольствия и ВВП на душу населения прослеживается определенная корреляция. Чем быстрее будет расти экономика, тем быстрее будет расти рынок органической продукции», — отметил руководитель центра Андрей Дальнов.
По его словам, российский рынок органической продукции находится в самом начале своего развития. По оценке центра, для производства «органики» используется только 0,3% пашни против примерно 10% в ЕС. Доля органической продукции на продовольственном рынке РФ составляет около 0,1% при объеме продаж органической продукции около 10 млрд руб. и общей емкости рынка продуктов питания около 10 трлн руб. Сейчас на российском потребительском рынке «органики» преобладает импортная продукция: ее доля. по разным оценкам, составляет 80–90%. Российские производители пока больше работают в сегменте b2b, значительная часть продукции экспортируется.
Переход на органическую модель производства, как правило, сопровождается ростом издержек и снижением производительности. По оценкам Центра отраслевой экспертизы «Россельхозбанка», эта модель наиболее перспективна в тех сегментах АПК, которые в значительной степени интегрированы в международную торговлю и уже взаимодействуют с рынками, на которых органическая продукция пользуется большим спросом.
Еще одним важным фактором, который определяет предрасположенность сегмента к переходу на органическое производство, является доля конкурентоспособных крестьянских (фермерских) хозяйств и небольших организаций, которые обладают достаточной гибкостью в изменении производственного процесса. «С этой точки зрения мы считаем, что такие наиболее популярные экспортно ориентированные отрасли, как зерновые, масличные, зернобобовые культуры, где высока доля небольших фермерских хозяйств в общем объеме производства, обладают наибольшим потенциалом для развития производства органической продукции», — сказал Дальнов. Среди конкретных культур востребованы российская органическая пшеница, зеленый горох, соя, гречиха. Благодаря высокой доле КФХ большой потенциал роста производства органической продукции имеет овощеводство открытого грунта, основной канал сбыта при этом — поставки на внутренний рынок.
В животноводстве, по оценке Центра отраслевой экспертизы «Россельхозбанка», наиболее перспективным направлением для производства органической продукции является молочное скотоводство. Этот один из сегментов российского АПК, где фермерские хозяйства наиболее конкурентоспособны и достаточно мобильны для удовлетворения растущего спроса на органическую продукцию. Высокая инвестиционная активность в сегменте переработки молока также может привести к росту спроса на органическое молоко. Конкуренция в сегменте переработки будет быстро расти, что будет мотивировать переработчиков искать продуктовые ниши, в которых они смогут поддерживать маржинальность. Рост производства органического молока закономерно приведет к росту потребности в органических зеленых кормах.
В то же время, как отмечают эксперты Центра отраслевой экспертизы, высокая концентрация и роль эффекта масштаба препятствуют развитию производства органической продукции. Поэтому в свиноводстве и бройлерном птицеводстве перспективы развития органического производства ограниченны. Эти отрасли ориентированы на производство недорогих продуктов в больших масштабах и играют важную роль в обеспечении базовых потребностей населения в животных белках.
По данным Института исследований органического сельского хозяйства (FiBL), в настоящее время объем мирового рынка органической продукции составляет 100 млрд долл. По прогнозам, к 2024 году эта цифра должна удвоиться. США занимают 50% мирового рынка органической продукции, страны ЕС — 35%, Китай — около 10%. По объему внутреннего рынка также выделяются Австралия, Канада, Япония, Швейцария. Как правило, на развитых рынках «органики» ее доля в розничной торговле продовольствием не превышает 5–6%. Исключениями являются Швейцария и Дания, где этот показатель составляет около 10%.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам rshb.ru