Ожидается, что закрепление понятия «сельский туризм» упростит ведение этого бизнеса и откроет ему доступ к господдержке
Законопроект о закреплении определения «сельский туризм» (или «агротуризм») как разновидности туризма был внесен в Госдуму 17 апреля 2019 года, однако в июне того же года государственно-правовое управление президента РФ дало ему отрицательный отзыв. Уже в текущем году инициатива была внесена в правительство в новой редакции и в мае получила поддержку кабмина при условии доработки документа с учетом замечаний. В частности, предлагалось прописать особенности регулирования данного вида туризма и ввести ряд других уточнений.
Один из авторов законопроекта, первый замруководителя фракции «Единая Россия» Виктор Кидяев сказал ТАСС, что закрепление на законодательном уровне понятия сельского туризма «в разы упростит процедуры по открытию и ведению бизнеса, избавит [предприятия] от претензий надзорных органов и откроет им доступ к господдержке, предусмотренной для всех аграриев». По его словам, это «поможет сделать отечественный сельский туризм доступным и привлекательным для населения».
Принятие закона поможет не только фермерам, но и территориям, где они проживают, сказала ТАСС депутат от «Единой России» Елена Максимова. «Зачастую эти фермеры, которые сейчас делают бизнес, — простые деревенские люди. Они завели хозяйство, а потом случайно открыли направление сельского туризма, даже не всегда понимая, что могут на этом зарабатывать больше, чем на реализации своей продукции. Когда они смогут выйти из тени и платить налоги, то эти денежные средства останутся в регионе», — отметила она.
Актуальной тему делает в том числе ситуация с пандемией коронавируса. Как рассказал ТАСС глава Торгово-промышленной палаты (ТПП) России Сергей Катырин, ежегодно в сельскую местность на кратковременный или более длительный отдых выезжают около 8 млн человек. «Убежден, что в связи с пандемией их теперь будет намного больше. Игнорировать такой поток бизнесу и государству было бы экономически неразумно, нужно использовать эти возможности. Тут интересы всех сторон совпадают, так что есть основания надеяться, что у агротуризма потенциально есть неплохая перспектива», — сказал он.
Катырин отметил, что первоочередной мерой для развития отрасли должно стать создание инфраструктуры. «Сами знаете, у нас ко многим великолепным местам часто бывает ни пройти ни проехать. Даже уезжая в деревню, горожанин не хотел бы отказаться от определенного набора удобств, если он, конечно, не экстремал», — сказал глава ТПП.
Кроме того, по его словам, нужны механизмы поддержки работников сельской сферы. «У нас в этом плане присутствуют серьезные дыры в законодательно-нормативной базе на федеральном уровне. Есть вопросы к практике определения и использования категорий земель и их налогообложения. К объектам сельского туризма и частным гостевым домам закон применяет общие нормы, а ведь село не город, многое ему попросту непосильно. Итог такой: для многих малых хозяйств и ферм сельский туризм стал теневым бизнесом», — отметил Катырин. При этом за рубежом накоплен хороший опыт в этой сфере, продолжил он, приведя в пример освобождение от налогообложения на несколько лет для агротуристических компаний.
Бизнес-посол «Деловой России» в Италии Елена Кривенкова также отметила, что в деле развития нового вида туризма необходимо учитывать европейский опыт. «На сегодняшний день в России центры агротуризма, несмотря на все богатства своей природы и промыслов, либо не располагают качественным сервисом для комфортного проживания гостей, либо не совмещают гостеприимство с агропромышленной деятельностью», — пояснила она. Кривенкова добавила, что принципиальное отличие итальянского агротуристического бизнеса кроется в сочетании двух факторов: это одновременное ведение хозяйственной деятельности с гостиничным делом, а также сертификация и обязательное обучение принимающей стороны.
Предприниматели, занятые в сельском хозяйстве, выделяют несколько факторов, устранение которых поможет развитию агротуризма. «Эффект от закона будет только в том случае, если он решит главную проблему: установит цивилизованные земельно-правовые отношения в сфере агротуризма, — отметил совладелец и инвестор винодельни „Золотая Балка“ в Севастополе Артем Зуев. — Ни сельский, ни гастрономический, ни винный туризм в нашей стране не будут развиваться до тех пор, пока на землях сельхозназначения не разрешат создавать объекты туристической инфраструктуры».
Руководитель комплекса «Усадьба Саркел» в Цимлянском районе Ростовской области Игорь Губин сказал ТАСС, что в последние два года интерес к агротуризму и натуральным продуктам значительно вырос, но многих по-прежнему останавливает состояние инфраструктуры. «На сегодняшний день мне интересно строительство подъездных путей, потому что дорогу к нашему объекту я построил сам в 2013 году. Рядом продавали участки, люди начали строиться и дорогу разрушили. Создание инфраструктуры, систем навигации, выделение участков для рекреационных зон — это нужно для отрасли», — отметил он.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам tass.ru