24 т куриных лапок отгружено из Тамбовской области
Группа компаний «Ресурс» отправила в Китай пилотную партию куриных лапок весом 24 т по железной дороге. Продукцию отгрузили с перерабатывающего комбината компании в Инжавинском районе Тамбовской области, рассказал «Агроинвестору» представитель холдинга. Маршрут проходит через подмосковный терминал Селятино, пограничный пункт Илецк в Казахстане, далее — Алтынколь-Хоргос на границе с Китаем. После проверки документов и перестановки контейнера с российской на китайскую платформу поезд проследует до Чунцина, где груз пройдет таможенный и ветеринарный контроль. Этот маршрут разрабатывался и согласовывался компетентными ведомствами России, КНР и Казахстана на протяжении двух лет.
Общее время в пути без учета возможной задержки отправки из-за сложной эпидемиологической обстановки составит 15–16 суток, тогда как по морю продукция доставляется 50–60 дней, уточнил представитель «Ресурса». Еще одно преимущество железнодорожного транспорта — снижение рисков невыполнения обязательств, которые есть при использовании морского пути, когда сроки доставки могут значительно сместиться из-за погодных условий, отмены судозаходов в порты и других причин. Так, в феврале сообщалось о перебоях в работе китайских портов и проблемах с разгрузкой из-за пандемии COVID-19, некоторые суда отправлялись в порты соседних стран — Сингапура и Вьетнама, в результате чего и перевозчики, и отправители несли большие убытки.
О том, что Россия сможет начать поставки птицеводческой продукции в Китай по железной дороге, стало известно в середине марта. Основные конкуренты России на китайском рынке птицы — США и Бразилия, но у России есть важное преимущество — общие с КНР границы, что дает возможность поставлять продукцию сразу вглубь страны, говорил тогда гендиректор Национального союза птицеводов Сергей Лахтюхов. В Китае очень дорогая внутренняя логистика: доставить контейнер из портов Шанхай или Циндао до города Чунцин, который находится в центральной части Китая, стоит едва ли не дороже, чем из центральной части России доставить товар в КНР морским транспортом, сравнивал он.
Перевозки железной дорогой сейчас — это хорошая альтернатива морскому транспорту для тех, кто хочет снизить риски, но готов немного переплатить, поскольку тарифы РЖД значительно выше тарифов судовых перевозок, комментировал глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. По его мнению, для России очень важно иметь такой дополнительный логистический маршрут, однако говорить о том, насколько железная дорога более надежна и экономически выгодна, можно будет только по результатам первых поставок.
Новый сервис в партнерстве с «РЖД Логистика», «Славтранс-Сервисом» и «Российским экспортным центром» значительно расширяет экспортные возможности «Ресурса», сказал представитель компании. Группа рассчитывает, что в дальнейшем число пограничных переходов будет увеличено, в частности появится маршрут «Селятино — Забайкальск — Чэнду». Это особенно важно в условиях постоянного увеличения холдингом объемов зарубежных поставок, отметил представитель группы.
В апреле «Ресурс» отправил контрагентам из 14 стран почти 12,5 тыс. т продукции из мяса птицы, что стало рекордным объемом с 2012 года, когда холдинг начал поставки на внешние рынки. В том числе 5,2 тыс. т мяса бройлера было отгружено в Китай. По итогам прошлого года компания экспортировала 86 тыс. т мяса птицы, из них 17 тыс. т — в Китай. К 2021 году продажи за рубеж планируется увеличить до 125 тыс. т.
Как отметил руководитель направления животноводства ФГБУ «Центр Агроаналитики» Владимир Кравченко, поставка продукции птицеводства в КНР железнодорожным транспортом — это событие, значимое не только для птицеводства России, но и для мясной отрасли в целом.
Вопрос возможности экспорта посредством железнодорожного сообщения существует уже давно, но активная работа над его решением началась после «майских указов» президента России Владимира Путина в 2018 году — начались обсуждения проблем несырьевого экспорта на базе «проектных мастерских» «Российского экспортного центра», в которые вошли руководители структурных подразделений профильных министерств и ведомств, а также предприниматели, занимающиеся экспортом.
Ключевой сложностью для экспортеров мясной отрасли были высокие логистические затраты при перевозке железнодорожным транспортом, а также длительная пропускная процедура на границе. Морской путь оставался наиболее привлекательным с точки зрения стоимости доставки, хотя он занимает порядка 45–60 дней. Однако в последние месяцы на фоне распространения COVID-19 возникла острая необходимость в более быстрой транспортировке.
Открывшийся благодаря совместной работе АО «РЭЦ», АО «РЖД Логистика» и АО «Славтранс-Сервис» сухопутный железнодорожный маршрут экспорта в КНР ускоренными контейнерными поездами — «агроэкспрессами» — может занимать до двух недель. Контейнеры с «холодным» грузом больше не будут стоять на границе, а будут проходить ее при наличии всех необходимых документов, что является весьма привлекательным фактором для экспортеров, поскольку позволяет значительно сокращать как время в пути, так и логистические затраты. Несмотря на то, что доставка по железной дороге дороже, чем по морю, она позволяет значительно снизить риски.
Дальнейший экспорт птицеводческой продукции железнодорожным транспортом в краткосрочной перспективе может увеличиться. Из-за высокой стоимости доставки железнодорожным транспортом экспортерам птицеводческой продукции выгоднее всего отправлять части тушек: крылья и лапки — эти продукты имеют наибольшую стоимость на рынке Китая.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам agroinvestor.ru