12 ноября 2025

В России меняется восприятие отечественного вина как продукта — эксперт

РФ работает над созданием винодельческого конкурса стран БРИКС

Фото: freeprod / freepik.com

В России меняется восприятие отечественного вина как продукта. Об этом в интервью «Бизнес ФМ» рассказал первый заместитель директора фонда «Росконгресс» Андрей Реут.

«Российское вино сейчас демонстрирует рост, наверное, это одна из самых быстрорастущих отраслей. Главное — что меняются на наших глазах сознание и восприятие российского вина именно как продукта», — подчеркнул он и добавил, что сейчас на полках магазинов российского вина стало заметно больше.

По словам Реута, в последние пять лет произошел перелом среди виноделов: «Появилось массовое производство, появилась популярность, появилось импортозамещение, а также появилась законодательная база. Потому что ровно пять лет назад был принят закон „О виноградарстве и виноделии“, который позволил защищать российское вино именно как российское вино, не делать его из импортных виноматериалов, как это было раньше. И после этого пошел очень серьезный рост».

При этом он отметил, что рыночные ниши для российкого вина все еще свободны.

По оценке Реута, более интересную продукцию представляют небольшие винодельни, «которые стараются удивить, показать что-то необыкновенное». Чаще всего они осуществляют продажи в сегменете HoReCa — просто потому, что мало производят, чтобы попасть на полки супермаркетов. И интерес к такой продукции со стороны ресторанов есть. Еще один возможный канал продаж — онлайн.

«Понятно, что в тех, кто могут выдавать большую серию, заинтересованы сейчас крупные сети, поэтому покупатель их видит даже без каких-то специальных методов продвижения. Но маленьким действительно надо находить индивидуально своего покупателя, поэтому не первый год виноделов очень интересует тема онлайн-продажи», — сообщил он.

Кстати, трендом последних лет он назвал белое и игристое вина. «Люди пьют больше белого, наверное, потому что люди в принципе не хотят тяжелых жанров, они хотят легкости», — предположил он.

В целом производство винодельческой продукции в России в январе — сентябре 2025 года выросло на 5,7% к аналогичному периоду прошлого года, до 46,6 млн дал. Объем импорта при этом снизился на 26,5%, до 23,6 млн дал. Такие цифры привела начальник аналитического управления «Росалкогольтабакконтроля» Полина Якуба на Российском винодельческом форуме, который проходит в Москве 12-13 ноября. Так, объем производства вина составил 26,8 млн дал, шампанского — 12,2 млн дал, ликерного вина — 1 млн дал. Всего за указанный период было импортировано 14,8 млн дал вина, 4,1 млн дал шампанского и 0,1 млн дал ликерного вина.

Заместитель исполнительного директора Ассоциации виноградарей и виноделов России Павел Майоров, выступая на форуме, рассказал, что Россия работает над созданием винодельческого конкурса стран БРИКС.

«Мы работаем над созданием конкурса BRICS Wine Competition. Это первый путешествующий винодельческий конкурс, в котором будут в первую очередь принимать участие вина стран БРИКС, но и не только. Все страны уже выразили готовность и желание в нем участвовать», — сказал он.

Майоров пояснил, что конкурс сначала состоится в Москве — в начале 2026 года, а в дальнейшем будет проводиться в привязке к саммиту БРИКС, где бы он ни проходил. «Мы готовы и уже у нас есть договоренности гарантировать победителям конкурса дистрибуцию. Это, пожалуй, единственный конкурс, который победителям гарантирует дистрибуцию и сертификацию в стране, где проходит конкурс», — подчеркнул он.

«Это колоссальный потенциал не только для продвижения наших вин на экспорт, но и для развития нашей отрасли внутри страны, потому что это и научный обмен, и обмен практическими знаниями, в том числе между виноделами, это и развитие туризма», — добавил Майоров.

Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» bfm.ru и tass.ru

Система комментирования SigComments