Этому поспособствовало увеличение рентабельности производства и заключение долгосрочных партнерских соглашений между торговыми сетями и поставщиками, считает эксперт
Средняя стоимость куриных яиц в России снизилась до 84 руб. за десяток, что на 0,4% меньше, чем два года назад. Об этом «Известиям» рассказали в «Руспродсоюзе».
Увеличение рентабельности производства и заключение долгосрочных партнерских соглашений между торговыми сетями и поставщиками по ценам, обеспечивающим доходность, поспособствовали стабилизации стоимости этой продукции, считает исполнительный директор «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков.
«Во избежание новой нестабильности необходимы технологии длительного хранения и развитие промышленной переработки яйца в продукты с долгим сроком годности, а также инструменты для поддержания рентабельности производителей», — подчеркнул эксперт.
На подобную ценовую динамику оказывает влияние как рост объемов производства, так и сезонный фактор, сообщили в пресс-службе Минсельхоза. По данным на 1 октября, яйца первой категории у производителей в среднем стоят 59,7 руб. за десяток, второй категории — 44,4 руб. за аналогичное количество штук. За год они подешевели на 19,4 и 26,9% соответственно.
Увеличение предложения заметнее всего повлияло на цену куриных яиц, подтверждает эксперт в маркетинге и продажах, основатель маркетингового агентства OptimPro Антон Полилов. Из-за того, что продукция является скоропортящимся товаром, рынок куриных яиц превратился в рынок покупателя, где торговые сети диктуют условия производителям.
Избыток продукции имеет смысл перерабатывать в продукты длительного хранения и использования, такие как меланж или порошок, считает стратегический маркетолог Александр Азар. Это позволит рознице получить необходимый объем без профицита.
Среди других причин, приведших к уменьшению стоимости яиц, эксперт выделяет отложенный эффект мер по стабилизации рынка, к которым относятся наращивание объемов импорта, усиленный контроль за отраслью и стимулирование долгосрочных контрактов с сетями.
Еще один фактор, повлиявший на рынок, — удешевление кормов, отмечает сопредседатель Ассоциации участников рынка электронной коммерции по развитию селлеров на маркетплейсах Мирослав Радкевич. Именно стоимость корма составляет около 70% от себестоимости яйца. А урожай зерновых в текущем году оказался хорошим.
Сегодняшние изменения позитивны для покупателей. Они свидетельствуют о ценовой стабилизации, говорит независимый эксперт FMCG-рынка Александр Анфиногенов.
При этом важно, чтобы цена оставалась сбалансированной с учетом интересов потребителей и производителей продукции: рентабельность производства — ключевое условие для устойчивого развития отрасли, указывают в Минсельхозе.
Впрочем, на сегодняшний день никаких угроз рынку куриных яиц не существует, убежден Анфиногенов. «Рынок куриного яйца сегодня стабилен, ключевые птицеводческие предприятия работают штатно, сокращение производства не планируется», — уверен эксперт.
В Росптицесоюзе отмечают, что производители с увеличением производства стали развивать мощности по переработке яиц, а также наращивать объемы продукции на экспорт.
По данным Росстата, за январь — август в сельхозорганизациях было произведено 26,6 млрд куриных яиц, что на 6,4% превышает показатель за аналогичный период прошлого года. Поголовье птиц, в свою очередь, по информации Анфиногенова, увеличилось с конца 2024 года на 1%.
Одним из эффективных решений для сохранения стабильного уровня цен на рынке является расширение практики долгосрочных контрактов с фиксированной формулой цены, отмечают в Минсельхозе. Это позволяет снизить риски ценовых колебаний как для производителей, так и для торговых сетей.
«При этом соблюдение условий таких контрактов должно регулироваться законом», — подчеркнули в пресс-службе, уточнив, что ведомство уже прорабатывает соответствующие предложения представителей отрасли.
Долгосрочные контракты позволят и покупателям, и продавцам зафиксировать свои риски не на 1–2 месяца, а на несколько лет, считает Антон Полилов. В этом случае цена будет снижаться за счет здоровой конкуренции при условии, что на рынке будет достаточное количество производителей. Финальная стоимость продукции при этом будет привязана к ресурсам для производства — стоимости кормов, логистики и энергии, дополняет Александр Азар.
Для обеспечения рентабельности птицеводческих предприятий сегодня в России действует комплекс мер поддержки, напоминают в Минсельхозе. В их числе — льготные краткосрочные и льготные инвестиционные кредиты.
«Кроме того, осуществляется компенсация части прямых понесенных затрат на строительство птицеводческих репродукторов первого и второго порядков яичного и мясного направлений в размере 25% от стоимости объекта», — уточняют в ведомстве.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам iz.ru