Интерес агрохозяйств к внедрению новых отечественных технологий растет
Направление наземной беспилотной сельхозтехники в России развивается динамично, говорит директор ассоциации сельхозтоваропроизводителей и промышленников «Интерагротех» Наталья Филиппова. «По нашим оценкам, несмотря на консервативность отрасли, сегодня ИИ в России использует порядка 13–15% агрохозяйств, но мы не исключаем, что в ближайшие 2–3 года эта цифра превысит 20%», — сообщила директор ассоциации. По оценкам Филипповой, темпы внедрения отечественных ИИ- и беспилотных технологий в послепандемийный период в агроотрасль выросли на 8–10%, интерес агрохозяйств за этот период к новым отечественным технологиям вырос более чем на 10–12%.
«По уровню развития беспилотных технологий в агро и темпам их промышленного внедрения наша страна является одной из ведущих стран в мире. Массовое промышленное использование систем автопилотирования на основе ИИ, включая заводскую серийную комплектацию, налажено только в России. Ведущие разработчики сельхозтехники декларировали выход аналогичных по функционалу промышленных решений к 2025–2026 годам», — рассказала Филиппова. Она подчеркнула, что потенциал развития беспилотных ИИ-систем в РФ огромен. «В России более 120 тыс. комбайнов, 420 тыс. тракторов и 15 тыс. самоходных опрыскивателей, а уровень проникновения автопилотов в этом сегменте пока варьируется по регионам от 6 до 22%», — отметила директор «Интерагротеха».
Беспилотные технологии активнее всего сейчас внедряются при производстве техники вроде сеялок и поливалок. Среди российских производителей тестирование своих беспилотных тракторов и комбайнов проводит «Ростсельмаш», Cognitive Agro Pilot внедряет автопилоты, но обещает и полностью беспилотную технику. «В течение двух-трех лет совместно с Петербургским тракторным заводом мы представим полностью беспилотный трактор — присутствие механизатора в кабине не понадобится», — делилась в своем блоге президент и основатель Cognitive Technologies (занимается разработкой беспилотной наземной сельхозтехники) Ольга Ускова.
Представитель Cognitive Pilot рассказал «Ведомостям», что техника компании массово поставляется в российские хозяйства с весны 2023 года, за сезон 312 тракторов обработали 2,3 млн га земли. На сегодняшний день в России работает более 1700 умных тракторов и комбайнов в 30 регионах страны. К 2024–2025 годам планируется выпуск звеньев, где ведущий трактор будет пилотируем, а ведомые — полностью беспилотные.
Воронежская область была полигоном для испытания комбайнов с машинным зрением от Cognitive Pilot, рассказал начальник отдела научно-инновационного и технического развития регионального минсельхоза Александр Винников. По его словам, в результате тестирования работы как отдельных единиц, так и групп выявлены положительные стороны этой системы в совокупности с другими системами сохранения курсовой устойчивости при выполнении уборки зерновых или подсолнечника, но и ряд недоработок, которые мешали четкому машинному зрению. Их анализ позволил компании улучшить потребительские свойства предлагаемой системы. «Следующим шагом в пилотном проекте внедрения беспилотной сельхозтехники будет демонстрация отечественного трактора в реальных условиях на почвообработке и севе сельхозкультур», — пояснил Винников.
Свою разработку беспилотного трактора уже представил Минский тракторный завод, и президент Белоруссии Александр Лукашенко поручил белорусским машиностроителям активнее внедряться на российский рынок. «Сейчас мы видим два конкурентных направления: проект питерского тракторного завода с сочлененной рамой и классическая компоновка от Минского тракторного завода и сибирских разработчиков — уверен, они неплохо себя проявят на большинстве операций в поле», — сказал Винников.
Глава крестьянского фермерского хозяйства в Воронежской области Никита Токмаков считает, что, по сути, единственным игроком сейчас является Cognitive Pilot, которая начала тестировать полностью беспилотные трактора. По его мнению, российские производители наиболее близко подошли к прорыву в сфере беспилотной агротехники, поскольку иностранные концепты сталкиваются с госрегулированием. В частности, эта техника слишком крупная и перемещаться по дорогам общего пользования она не может из-за законодательных ограничений, что ставит в тупик логистику. Трактора от Cognitive Pilot достаточно компактные, чтобы перевозить их в фурах, и работают «роем», закрывая поле.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам vedomosti.ru