Новая маркировка может занять до пятой части лицевой стороны упаковки
В России предложили обязать производителей ставить специальные метки на еду и напитки с содержанием сахара свыше 5 г на 100 г продукта. Маркировка должна занимать не менее 20% от лицевой стороны упаковки, быть заметна и выполнена читабельным шрифтом. Такую инициативу главам Минпромторга и Минздрава направил Институт развития правового общества (с копией письма ознакомились «Известия»). Производители смогут использовать специально разработанную унифицированную этикетку с краткой информацией о повышенном содержании сахар или же пользоваться системой «Светофор», рассказала директор института Дарья Гладыш.
Предложение уже поддержали в Госдуме, «Деловой России» и Общественной палате РФ.
В 2018 году в России ввели добровольную маркировку продуктов питания и напитков «Светофор». Она предполагает размещение на упаковке информации о количестве жира, трансжиров, соли и сахара в продукции: красным цветом обозначается их самое большое содержание, зеленым — низкое. Но систему используют далеко не все производители, поскольку она не включена в требования технических регламентов, отметила Дарья Гладыш.
При этом многие товары содержат избыточное количество сахара, в том числе «скрытого», который находится в ингредиентах, непонятных потребителям. Как правило, люди не знают, что означают перечисленные в составе продуктов и напитков проценты углеводов, разных заменителей и других химических веществ, отметила гендиректор юридической компании «Дельфи» Наталья Беляева.
Производители, не ограниченные жестким регулированием, зачастую выдают объективно вредные товары за безопасные, полагает первый зампред комиссии по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив Общественной палаты РФ Артем Кирьянов.
«Такие товары, как шоколад, газировка, чипсы, в которых может быть повышенное содержание сахара, обычно имеют яркие этикетки и привлекают детей. Но на них нет никаких предупреждений об их опасности для ребенка», — указал член генсовета «Деловой России» Владимир Прохоров.
Среднестатистический завтрак ребенка за последние три года стал на 18% слаще, сообщила Дарья Гладыш. Избыточное потребление сахара может стать катализатором сердечно-сосудистых заболеваний, ожирения, диабета, онкологии, указала она. Кроме того, лишний сахар в рационе приводит к ослаблению иммунитета, нарушениям здоровья зубов и полости рта, деформациям костной ткани, рассказала она.
К слову, разработанная Роспотребнадзором маркировка «Светофор» менее строга: по ней высоким считается более 22,5 г сахара на 100 г продукта (или 27 г на порцию). В эту «красную» категорию попадают большинство сладостей, сухофрукты, попкорн, мюсли. Продукты, где содержится от 5 до 22,5 г сахара на 100 г, эта система относит к средней зоне и обозначает желтым цветом. Это, например, пакетированные соки, сладкие напитки, кетчуп, многие фрукты и ягоды, хлеб.
Предложение маркировать продукты с высоким содержанием сахара отвечает реалиям времени и задачам правительства по дальнейшему сбережению здоровья граждан, сказал член комитета Госдумы по бюджету и налогам Виктор Зубарев.
«Нам давно пора уже начать следить за тем, как мы живем и что едим. Это правильная инициатива — люди должны знать, что они употребляют», — высказал мнение депутат Госдумы Сергей Вострецов.
Потребление сахара в мире увеличивается из года в год, отметил первый зампред комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Николай Валуев. И поскольку вкусовые пристрастия формируются в детстве, особенно важно следить за рационом питания малышей. Предложенная маркировка поможет в этом родителям, считает парламентарий.
«Необходимо стремиться к цивилизованному и социально ответственному бизнесу по примеру европейских стран, где здоровье граждан превалирует над выгодой», — считает Владимир Прохоров.
Поскольку система «Светофор» не стала масштабно использоваться, появление в законодательстве обязательной нормы позволит сохранить здоровье людей, считает Артем Кирьянов.
У производителей другая позиция. Инициатива перекликается с системой «Светофор» и нет смысла в дублировании норм, считает вице-президент Unilever в России, на Украине и в Белоруссии Ирина Бахтина. По ее словам, компания первой добровольно присоединилась к программе в августе 2018 года и нанесла временную индикацию на 11 наименований своего мороженого. С апреля 2019-го цветовую маркировку части брендов продукции решили сделать постоянной, отметила она.
Предлагаемые метки на продуктах могут не найти отклика у потребителя, высказал мнение член рабочей группы по маркировке Ассоциации европейского бизнеса Вячеслав Нечаев. Только один человек из 100 представляет, что символизирует «Светофор», показало тестирование в 2018 году, рассказал он.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам iz.ru