Ассоциация добросовестных участников рынка АПК направила в Минсельхоз меморандум по противодействию перевозке сельхозпродукции автотранспортом с перегрузом
Преднамеренное превышение допустимой массы транспортных средств при перевозке зерновых и масличных культур приводит к «устойчивым негативным последствиям», цитирует документ издание «КоммерсантЪ».
Недобросовестные игроки получают конкурентное преимущество за счет снижения стоимости логистики, а покупатели — «незаконную экономию» в цене товара. Кроме того, ситуация вызывает преждевременный износ дорог, стимулирует рост коррупционных нарушений и в целом тормозит развитие рынка, отмечается в меморандуме.
В Ассоциацию добросовестных участников рынка АПК входят такие крупные компании, как Объединенная зерновая компания (ОЗК), ТД «Риф», Glencore, «Мирогрупп Ресурсы» и др. Подписавшие документ компании обязуются не получать преимущество за счет нарушения правил не допускать искажений сведений о перевозке. Грузоотправители должны гарантировать соблюдение весовых норм, перевозчики — не доставлять партии с перегрузом, а терминалы — отказывать в приемке транспорта с превышением допустимой массы. Заказчики же не должны пользоваться услугами перевозчиков, которые предлагают «привлекательные цены» благодаря перегрузу. По словам источника «Коммерсанта», документ пока обсуждается.
По сообщению «Коммерсанта», в ОЗК «всецело поддерживают» инициативу: «Несмотря на законодательные запреты, проблема превышения допустимой массы при перевозке сельхозпродукции стоит достаточно остро». В ОЗК надеются, что меморандум обеспечит добросовестную конкуренцию и будет согласован в ближайшее время. В DeloPorts (управляет в том числе зерновым терминалом КСК) вопрос присоединения к меморандуму рассматривают, отмечая, что в документе пока не учтены некоторые технические моменты. Агрохолдинг «Степь» (входит в АФК «Система» Владимира Евтушенкова) готов присоединиться к инициативе, заявил его гендиректор Андрей Недужко.
В ВТБ (владеет около 50% «Деметра-холдинг», которая объединяет ряд зерновых предприятий) также отмечают, что проблема «перегруза» достаточно остро стоит на рынке зерновых и масличных культур и отдельные недобросовестные участники пользуются таким инструментом для получения дополнительных конкурентных преимуществ. «Деметра-холдинг» готова присоединиться к меморандуму. Там добавили, что трейдинговое подразделение холдинга «Мирогрупп Ресурсы» в этом сезоне перевозит грузы исключительно в соответствии с установленными государством нормами, а терминалы группы готовятся к работе в соответствии с положениями меморандума.
В Минсельхозе проект меморандума пока не получали. При этом там отметили, что считают важным применение добросовестных практик не только в целях развития честной конкуренции и формирования единых «правил игры», но и для повышения эффективности бизнеса. Саморегулирование способствует развитию рынка и позволяет упростить разрешение спорных ситуаций, но требует соблюдения правил и гарантий всеми участниками, приводит слова представителя Минсельхоза «КоммерсантЪ». По словам члена совета РОО «Опоры России» Михаила Марышева, последнее касается не только бизнеса, но и контрольно-надзорных органов, среди которых присутствует большая коррупционная составляющая.
Некоторые из участников рынка полагают, что его подписание могут сделать добровольно-принудительным, однако часть из опрошенных «Коммерсантом» экспертов полагают, что, решая одну проблему, меморандум может принести рынку другие сложности: рост расходов на транспортировку увеличит стоимость российского зерна и сделает его менее конкурентноспособным.
Отметим, что перевозки зерна с перегрузом действительно довольно распространенное на рынке явление. Зимой прошлого года перевозчики в южных регионах даже объявили на несколько недель забастовку. Они были не согласны с низкими тарифами на их услуги и признавались: чтобы выжить на рынке, где нарушение весовых норм является нормой, они вынуждены брать зерно с двух- или даже с трехкратным превышением по массе.
Тогда ассоциация грузового автотранспорта «Грузавтотранс» взяла под наблюдение пункты весового контроля, где, по словам президента ассоциации Владимира Матягина, должностные лица закрывают глаза на нарушения, а чуть позже обратилась к Владимиру Путину с просьбой поручить внести изменения в законодательство так, чтобы штрафы за превышение весовых норм ложились не только на перевозчиков, но делились между ними и грузоотправителями.
Вместе с тем, как отмечает портал trans.ru, некоторые эксперты предлагают другой путь решения проблемы: разрешить законодательно возить зерно с перегрузом при условии наличия специального разрешения. Поскольку компенсация, которую необходимо оплатить при получении такого разрешения, как раз идет на возмещение причиненного дорогам вреда. Сейчас получить разрешение на движение тяжеловесного транспортного средства можно в том случае, если груз, который оно перевозит, является неделимым. На груз, который можно разделить на несколько машин, специальное разрешение не выдают.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам kommersant.ru и trans.ru