Продукты из одуванчика, шашлычки из нутрии, арбузный мед, дайкон из Волгограда — эти и другие идеи представляли молодые люди на бизнес-игре «Начинающий фермер»
Бизнес-игра «Начинающий фермер» впервые пройдет в международном формате. Интеллектуальное соревнование, зародившееся в Дагестане, Российский союз сельской молодежи (РССМ) за восемь лет вывел на федеральный уровень, а теперь финалистов позовут за границу. В результате лучшие аграрии смогут обменяться опытом с зарубежными профессионалами и энтузиастами.
«У мероприятия есть две цели: часть участников учится бизнес-планированию и работе в команде, то есть приходит за знаниями, а другая — за конкретной поддержкой для открытия своего дела», — рассказал первый заместитель председателя РССМ Дмитрий Пекуровский.
Раньше игра была доступна студентам вузов и колледжей, позже включились старшие школьники и молодые предприниматели в возрасте до 35 лет. В 2020 году, по словам Пекуровского, у игры появились партнеры из Беларуси, Казахстана, Армении и Германии. Зарубежные сельскохозяйственные организации решили провести национальные этапы игры и пригласить победителей из России на стажировку, что тоже стало новшеством для проекта с многолетней историей.
«Нужно, чтобы игра зарекомендовала себя на международном уровне, а дальше будем расширять географию», — подчеркнул Дмитрий Пекуровский.
Конкурсные бизнес-планы посвящены популярному ландшафтному дизайну, агротуризму, разведению животных, растениеводству, сельскохозяйственной кооперации и уникальным идеям. Среди самых запоминающихся идей «Начинающего фермера» были шашлычки из нутрии, полезные продукты из одуванчика (Хакасия), проект по выращиванию крапивы и арбузный мед от участников из Дагестана. Интересный проект по выращиванию малоизвестного корнеплода представила команда из Волгограда: они проанализировали рынок и решили популяризировать дайкон.
Студентка Анастасия Денисова из Самарской области, любящая ухаживать за козами, защитила бизнес-проект и выиграла грант. Теперь она делает оригинальные сыры из козьего молока, увеличила поголовье этих животных и завела коров для создания новых продуктов.
В прошлом году школьник из Якутии представил на бизнес-игре мед — это очень удивило экспертов, потому что в суровом регионе пчелы не очень хорошо выживают. Мальчик решил продолжить дело своей семьи, которая поколениями готовит пергу, и после победы открыл свое ИП.
Так в игре уже начала формироваться преемственность поколений, привычная для Германии, когда молодое поколение выбирает делом жизни то, чем занимается семья. По словам организаторов, молодежь еще и предлагает усовершенствованные технологии.
По мнению организаторов, игра учит не только производить товар, но и презентовать его, упаковывать, защищать, доказывать жизнеспособность бизнеса, а это то, с чем на деле столкнется каждый предприниматель.
«Фермерство в последние годы поменяло смысл: люди хотят не только делать продукт, а создавать бренд, качественный и узнаваемый. Чем больше будет участников из разных стран, тем выше станет любопытство сельской молодежи. Перенимая опыт, аграрии будут производить более конкурентоспособные продукты, придумывать свою „фишку“», — выразил мнение Дмитрий Пекуровский.
Во многих странах фермерские хозяйства регионов представляют свои бренды: выводят новые породы коров, селекционируют уникальные томаты, производят сыры и вина, защищенные географическим указанием. Благодаря таким проектам, как «Начинающий фермер», тенденция развивается и в России.
Сроки приема заявок и финала конкурса в этом году сдвинулись из-за пандемии коронавирусной инфекции. Организаторы запустили онлайн-платформу «Фермер в сети», чтобы аграрии могли задавать вопросы и делиться нюансами в формате видеоблога.
Для участия в конкурсе необходимо прислать заявку, бизнес-план и презентацию проекта в региональное отделение организаторов. Задача аграриев — проявить способности в бизнес-планировании, сборе и анализе информации, выработке управленческих решений и построении командной работы. Победители попадут на финальную очную игру в Москве. Лауреатов в 2020 году ждут грамоты, оригинальные подарки и рекомендации от Минсельхоза для получения регионального гранта на открытие бизнеса.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам ria.ru