У российских НПЗ есть неиспользуемые производственные мощности, отметили эксперты
В Минэнерго уверены, что накопленный запас дизельного топлива позволит полностью удовлетворить растущий спрос сельского хозяйства в период посевных работ и обеспечить стабильность цен на топливо. ФАС также не видит предпосылок для роста цен выше инфляции в оптовом и розничном сегментах на топливо как для сельхозпроизводителей, так и в целом по стране.
«Растущий спрос со стороны сельского хозяйства позволит удовлетворить существующий значительный запас дизеля и стабильность цен», — сообщили ТАСС в министерстве. Минэнерго отмечает, что, по данным мониторинга в мелкооптовом сегменте, цены на летнее дизельное топливо в марте 2020 года по отношению к марту 2019 году изменились лишь на 1,2%, сохранив доступность топлива для мелкооптового потребителя.
В Федеральной антимонопольной службе, в свою очередь, отметили: «В настоящий момент предпосылки к росту цен и в оптовом, и в розничном сегментах отсутствуют. При этом ФАС России продолжает осуществлять мониторинг всех индикаторов рынка нефтепродуктов, и в случае наличия признаков нарушения антимонопольного законодательства ведомство примет меры антимонопольного реагирования».
Опрошенные ТАСС эксперты также не видят экономических причин для роста цен на топливо для сельхозпроизводителей в период растущего спроса. Они также не верят и в возможность возникновения дефицита топлива, так как нефтепереработчикам в текущих условиях выгоднее продавать дизель на российском рынке, а не за рубежом.
«Объективных рыночных предпосылок для роста цены нет. Да, спрос может увеличиться за счет сельхозпроизводителей, но несильно, тем более у российских НПЗ есть неиспользуемые производственные мощности. Тем более сейчас продавать дизельное топливо на запад не так уж и выгодно из-за падения цен на нефтепродукты на этом рынке», — считает аналитик «Финам» Алексей Калачев.
Аналитик «Райффайзенбанка» Андрей Полищук сомневается, что в этом сельскохозяйственном сезоне будет какой-то заметный рост цен. Увеличение стоимости дизельного топлива возможно только в случае пересмотра налоговой системы, но пока со стороны правительства таких заявлений не было.
Эксперты при этом не видят предпосылок и для снижения цены из-за текущей налоговой системы. В настоящий момент в отрасли работает демпфирующий механизм, по которому нефтепереработчики при высоких ценах на нефть получают из бюджета средства в виде обратного акциза, что позволяет им держать цены в районе инфляции. При этом при снижении цен они должны сами платить в бюджет.
Подготовлено ФГБУ «Центр Агроаналитики» по материалам tass.ru